| Русский Русский | English English |
   
Главная Current Issue
19 | 12 | 2024
10.14489/vkit.2021.09.pp.035-042

DOI: 10.14489/vkit.2021.09.pp.035-042

Обухов А. Д., Архипов А. Е., Назарова А. О.
ИССЛЕДОВАНИЕ НЕГАТИВНОГО ВЛИЯНИЯ ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ НА СОСТОЯНИЕ ЧЕЛОВЕКА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
(с. 35-42)

Аннотация. Проведено исследование степени влияния негативных факторов на физическое состояние человека в ходе обучения с использованием виртуальной реальности. Рассмотрены основные факторы влияния виртуальной реальности на процесс обучения специалистов. Разработано специализированное программное обеспечение, позволяющее осуществить сбор необходимых данных о процессе взаимодействия с виртуальной реальностью. Проведены испытания на фокус-группе, состоящей из студентов и молодых специалистов, позволяющие рассчитать закономерность проявления негативных факторов виртуальной реальности в процессе обучения. На основе собранных данных проанализирована динамика изменения объективных показателей участников фокус-группы, обработаны субъективные оценки пользователей качества взаимодействия с виртуальной реальностью. Полученные значения количественных и качественных метрик позволили оценить успешность использования технологий виртуальной реальности в процессе обучения специалистов.

Ключевые слова:  информационные технологии в образовании; виртуальная реальность; негативные факторы обучения; киберболезнь; тренажерные комплексы; оценка взаимодействия с виртуальной реальностью.

Obukhov A. D., Arkhipov A. E., Nazarova A. O.
THE STUDY OF THE NEGATIVE IMPACT OF VIRTUAL REALITY ON THE HUMAN CONDITION IN THE LEARNING PROCESS
(pp. 35-42)

Abstract. A study of the degree of influence of negative factors on the physical condition of a person in the course of training with the use of virtual reality was conducted. The main factors of influence of virtual reality on the learning process of specialists were considered. Specialized software was developed to collect the necessary data on the process of interaction with virtual reality. Tests were conducted on a focus group of students and young professionals to calculate the pattern of manifestation of negative factors of virtual reality in the learning process. Based on the collected data, the dynamics of changes in objective indicators of focus group participants was analyzed, and subjective evaluations of users’ quality of interaction with virtual reality were processed. The obtained values of quantitative and qualitative metrics made it possible to assess the success of using virtual reality technologies in the process of training specialists.

Keywords: Information technology in education; Virtual reality; Negative learning factors; Cyberdisease; Simulator complexes; Evaluation of interaction with virtual reality.

Рус

А. Д. Обухов, А. Е. Архипов, А. О. Назарова (Тамбовский государственный технический университет, Тамбов, Россия) E-mail: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript  

Eng

A. D. Obukhov, A. E. Arkhipov, A. O. Nazarova (Tambov State Technical University, Tambov, Russia) E-mail: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Рус

1. Вербицкий А. А. Психолого-педагогические основы построения новых моделей обучения // Инновационные проекты и программы в образовании. 2011. № 2. C. 3 – 6.
2. Архипов А. Е., Попов А. И., Обухов А. Д. Проектирование системы визуализации тренажерного комплекса на основе компетентностного подхода // Вопросы журналистики, педагогики, языкознания. 2020. Т. 39, № 3. C. 378 – 390. DOI 10.18413/2712-7451-2020-39-3-378-390
3. A Mathematical Model of Organizing the Developmental Instruction in the System of Professional Education / A. Obukhov et al. // Tehnički vjesnik. 2020. V. 27, No. 2. P. 480 – 488. DOI 10.17559/TV-20180427193719
4. Корнилов Ю. В. Иммерсивный подход в образовании // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. T. 8, № 1(26). C. 174 – 178. DOI 10.26140/anip-2019-0801-0043
5. Кугуракова В. В., Бедрин О. А. Система автоматизации функционального тестирования для платформы Unity // Вестник компьютерных и информационных технологий. 2020. Т. 17, № 12. С. 47 – 52. DOI 10.14489/vkit.2020.12.pp.047-052
6. Визуализация программного обеспечения на базе средств виртуальной реальности геопространственных данных. Обзор и перспективы разработки / В. Л. Авербух и др. // Известия Томского политехнического университета. Инжиниринг георесурсов. 2020. T. 331, № 1. С. 195 – 210. DOI 10.18799/24131830/2020/1/2461
7. Еременко Ю. А., Залата О. А. Психофизиологические подходы к проектированию образовательного контента в иммерсивной среде // Вопросы образования. 2020. № 4. C. 207 – 231. DOI 10.17323/1814-9545-2020-4-207-231
8. Иванова А. В. Технологии виртуальной и дополненной реальности: возможности и препятствия применения // Стратегические решения и риск-менеджмент. 2018. № 3(108). С. 88 – 107. DOI 10.17747/2078-8886-2018-3-88-107
9. Virtual Reality Self-Induced Cyber Sickness: an Exploratory Study / A. Almeida et al. // Advances in Intelligent Systems and Computing. 2018. V. 588. P. 26 – 33. DOI 10.1007/978-3-319-60582-1_3
10. Risi D., Palmisano S. Effects of Postural Stability, Active Control, Exposure Duration and Repeated Exposures on HMD Induced Cybersickness // Displays. 2019. V. 60. P. 9 – 17. DOI 10.1016/j.displa.2018.07.001

Eng

1. Verbitskiy A. A. (2011). Psychological and pedagogical foundations of building new learning models. Innovatsionnye proekty i programmy v obrazovanii, (2), pp. 3 – 6. [in Russian language]
2. Arhipov A. E., Popov A. I., Obuhov A. D. (2020). Designing a visualization system for a training complex based on a competence-based approach. Voprosy zhurnalistiki, pedagogiki, yazykoznaniya, Vol. 39, (3), pp. 378 – 390. [in Russian language] DOI 10.18413/2712-7451-2020-39-3-378-390
3. Obuhov A. et al. (2020). A Mathematical Model of Organizing the Developmental Instruction in the System of Professional Education. Tehnički vjesnik, Vol. 27, (2), pp. 480 – 488. DOI 10.17559/TV-20180427193719
4. Kornilov Yu. V. (2019). An immersive approach to education. Azimut nauchnyh issledovaniy: pedagogika i psihologiya, Vol. 8, 26(1), pp. 174 – 178. [in Russian language] DOI 10.26140/anip-2019-0801-0043
5. Kugurakova V. V., Bedrin O. A. (2020). Functional testing automation system for the Unity platform. Vestnik komp'yuternyh i informatsionnyh tekhnologiy, Vol. 17, (12), pp. 47 – 52. [in Russian language] DOI 10.14489/vkit.2020.12.pp.047-052
6. Averbuh V. L. et al. (2020). Software visualization based on geospatial data virtual reality. Overview and development prospects. Izvestiya Tomskogo politekhnicheskogo universiteta. Inzhiniring georesursov, Vol. 331, (1), pp. 195 – 210. [in Russian language] DOI 10.18799/24131830/2020/1/2461
7. Eremenko Yu. A., Zalata O. A. (2020). Psychophysiological approaches to the design of educational content in an immersive environment. Voprosy obrazovaniya, (4), pp. 207 – 231. [in Russian language] DOI 10.17323/1814-9545-2020-4-207-231
8. Ivanova A. V. (2018). Virtual and Augmented Reality Technologies: Opportunities and Barriers to Application. Strategicheskie resheniya i risk-menedzhment, 108(3), pp. 88 – 107. [in Russian language] DOI 10.17747/2078-8886-2018-3-88-107
9. Almeida A. et al. (2018). Virtual Reality Self-Induced Cyber Sickness: an Exploratory Study. Advances in Intelligent Systems and Computing, Vol. 588, pp. 26 – 33. DOI 10.1007/978-3-319-60582-1_3
10. Risi D., Palmisano S. (2019). Effects of Postural Stability, Active Control, Exposure Duration and Repeated Exposures on HMD Induced Cybersickness. Displays, Vol. 60, pp. 9 – 17. DOI 10.1016/j.displa.2018.07.001

Рус

Статью можно приобрести в электронном виде (PDF формат).

Стоимость статьи 450 руб. (в том числе НДС 18%). После оформления заказа, в течение нескольких дней, на указанный вами e-mail придут счет и квитанция для оплаты в банке.

После поступления денег на счет издательства, вам будет выслан электронный вариант статьи.

Для заказа скопируйте doi статьи:

10.14489/vkit.2021.09.pp.035-042

и заполните  форму 

Отправляя форму вы даете согласие на обработку персональных данных.

.

 

Eng

This article  is available in electronic format (PDF).

The cost of a single article is 450 rubles. (including VAT 18%). After you place an order within a few days, you will receive following documents to your specified e-mail: account on payment and receipt to pay in the bank.

After depositing your payment on our bank account we send you file of the article by e-mail.

To order articles please copy the article doi:

10.14489/vkit.2021.09.pp.035-042

and fill out the  form  

 

.

 

 

 
Search
Rambler's Top100 Яндекс цитирования