DOI: 10.14489/vkit.2024.10.pp.042-049
Сапогов А. А. ОПРЕДЕЛЕНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ПРИОРИТЕТОВ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ИТ-ПРОЕКТОВ НА ОСНОВЕ АГРЕГИРОВАНИЯ РЯДА ПОКАЗАТЕЛЕЙ (c. 42-49)
Аннотация. Необходимость обоснованного определения приоритета обработки и решения ряда потоковых обращений, заявок пользователей, групп клиентов в рамках сложных ИТ-проектов, таких как сервисное, техническое обслуживание ИТ-инфраструктуры, включающей выполнение потоковых итераций, предопределяет необходимость разработки новых методов, основанных на использовании агрегированных показателей ряда данных. Применение прежних методов, включая методы теории массового обслуживания, зачастую нерационально либо происходит параллельно ввиду специфики задачи, особенностей итераций, изменения структуры поступления и обработки сервисных запросов, территориального разделения, автоматизации, информатизации и необходимости обработки больших потоковых данных. Предложен подход к определению управленческих приоритетов обработки и решения потоковых обращений в рамках ИТ-проектов на основе агрегирования ряда качественных показателей. В рамках работы установлены разновекторные качественные характеристики, отражающие состояние процесса приема в обработку сервисного обращения, с представлением их в виде векторов значений с критериальными показателями. Произведен расчет агрегированного информационно-аналитического индикатора приоритета единичного сервисного обращения. В качестве агрегирующей методики использован методологический подход к нейросетевому параметрическому агрегированию. Сделан вывод, что полученный по модели нейросетевого параметрического агрегирования индикатор приоритета единичного сервисного обращения коррелирует с набором исходных данных и адекватно обобщенно отражает совокупность исходных показателей.
Ключевые слова: агрегирование; управленческий приоритет; обращение пользователя; индикатор; ИТ-проект; аналитика; очередь; клиентоориентированный подход.
Sapogov A. A. DETERMINING MANAGEMENT PRIORITIES FOR IMPLEMENTING THEIR PROJECTS BASED ON THE AGGREGATION OF A NUMBER OF INDICATORS (pp. 42-49)
Abstract. The need to reasonably determine the priority of processing and resolving a number of streaming requests, user requests, client groups within the framework of complex IT projects, such as service, maintenance of IT infrastructure, including the implementation of streaming iterations, predetermines the need to develop new methods based on the use of aggregated indicators of a number of data. The use of previous methods, including methods of queuing theory, is often irrational or occurs in parallel due to the specifics of the task, the characteristics of iterations, changes in the structure of receipt and processing of service requests, territorial division, automation, informatization and the need to process large streaming data. Аn approach to determining management priorities for processing and resolving streaming requests within IT projects based on the aggregation of a number of quality indicators is proposed. As part of the work, multi-vector quality characteristics have been established that reflect the state of the process of accepting a service request for processing, representing them in the form of vectors of values with criterion indicators. An aggregated information and analytical indicator of the priority of a single service request was calculated. A methodological approach to neural network parametric aggregation was used as an aggregation technique. It is concluded that the indicator of the priority of a single service request, obtained using the neural network parametric aggregation model, correlates with the set of initial data and adequately and generally reflects the totality of initial indicators. In addition, this model makes it possible to predict changes when the qualitative parameters included in the calculation shift.
Keywords: Aggregation; Management priority; User request; Indicator; IT project; Analytics; Queue; Client-oriented approach.
А. А. Сапогов (Российский Государственный Социальный Университет, Москва, Россия) E-mail:
Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript
A. А. Sapogov (Russian State Social University, Moscow, Russia) E-mail:
Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript
1. Абу-Абед Ф. Н., Допира Р. В., Мартынов Д. В., Мартюшов В. Ф. Методы оценки параметров системы сервисного обслуживания сложных технических систем // Проблемы образования в современной России и на постсоветском пространстве: сб. статей XХIV Междунар. науч.-практ. конф. 25–26 февраля 2016 г. Пенза, Россия. Пенза: Приволжский Дом знаний, 2016. С. 74–81. 2. Близняков М. С. Сложности внедрения информационных систем (ИС) в организациях // Сту-денческий. 2022. № 17(187). С. 19–22. 3. Иващенко А. В., Корчивой С. А. Построение программной инфраструктуры сферы услуг в условиях цифровой экономики // Программные про-дукты и системы. 2018. № 4. С. 692–696. 4. Parasuraman A., Zeithaml V. A., Berry L. L. SERVQUAL: a Multiple-Item Scale for Measuring Ser-vice Quality // Journal of Retailing. 1988. № 64(1). P. 32–33. 5. Оботурова Л. В. Оценка экономической эффективности проекта разработки и внедрения ав-томатизированной информационной системы // Севергеоэкотех–2012: материалы XIII Междунар. молодежной науч. конф.: в 6 ч. 21–23 марта 2012 г. Ухта, Россия. Ухта: Ухтинский гос. техн. ун-т, 2013. С. 271–276. EDN WDVTBD 6. Истомина Е. В. Оценка эффективности информационных систем // Научные труды Вольного экономического общества России. 2008. Т. 103. С. 145–151. EDN KHRYUB 7. Копаница Г. Д., Цветкова Ж. Ю., Весели Х. Анализ метрик, используемых для оценки удобства использования медицинских информационных систем // Врач и информационные технологии. 2012. № 3. С. 31–36. EDN PDTUUR 8. Нейросетевой подход к проблеме оценивания эффективности функционирования организации на основе агрегирования показателей ее деятельности / А. Е. Краснов, Е. Н. Надеждин, Д. Н. Никольский и др. // Информатизация образования и науки. 2017. № 1(33). С. 141–154. EDN XHCVUV 9. Пивнева С. В. Декомпозиция процесса управления школой в единой информационной среде // Современные технологии и автоматизация в технике, управлении и образовании: сб. трудов II Междунар. науч.-практ. конф. 18 декабря 2019 г. Балаково, Россия. Т. 1. Балаково: Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ», 2020. С. 216–219. EDN DTCMZT 10. Модели количественного оценивания качества объектов технологий, производства и бизнеса в стандарте IDFM / А. Е. Краснов, С. А. Красников, Ю. Л. Сагинов и др. // Хранение и переработка сельхозсырья. 2006. № 3. С. 53–56. 11. Краснов А. Е., Красников С. А., Николаева С. В., Чернов Е. А. Агрегированное параметрическое описание состояний сложных систем на разных уровнях иерархии // Инновационные информа-ционные технологии (I2T): сб. трудов II Междунар. науч.-практ. конф. 22–26 апреля 2013 г. Прага, Чехия. Т. 2 «Инновационные информационные технологии в науке». М.: МИЭМ НИУ ВШЭ, 2013. 596 с. 12. Сапогов А. А. Существующие методики агрегирования финансовых данных // Инновации и инвестиции. 2023. № 8. С. 247–250. 13. Курносова О. А. Оценка качества организации системы логистического сервиса на промышленных предприятиях // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Экономика и управление. 2019. Т. 5(71), № 1. С. 54–67. EDN UXDKYU 14. Limbourg S., Giangb H. Q., Coolsc M. Lo-gistics Service Quality: The Case of Da Nang City // Pro-cedia Engineering. 2016. V. 142. P. 124–130. 15. Rahman S. Quality Management in Logistics Services: A Comparison of Practices between Manufacturing Companies and Logistics Firms in Australia // Total Quality Management. 2008. V. 19, No. 5. Р. 535–550. 16. Ершова Т. Б. Рыцев О. А. Общая характеристика качества ИТ-услуг предприятия // Экономи-ческие и гуманитарные науки. 2011. № 2(229). С. 109–112. EDN NEJMSN 17. Краснов А. Е., Сапогов А. А. Развитие методов декомпозиции и нелинейного агрегирования // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Естественные и технические науки. 2024. № 2. С. 66–70. DOI: 10.37882/2223-2966.2024.02.20 18. Зимин В. В. Механизмы декомпозиционного управления жизненным циклом информационно-технологических сервисов (на примере предприятий черной металлургии): специальность 05.13.01: дис. … д-ра техн. наук / Зимин Валерий Викторович, Национальный исследовательский Томский гос. ун-т. Томск, 2017. 310 с. 19. Безопасность цифровой среды экономических объектов / М. Е. Алексеев, И. Л. Андреевский, А. С. Белов и др. СПб.: Санкт-Петербургский гос. экон. ун-т, 2022. 158 с. EDN HAZDFW
1. Abu-Abed F. N., Dopira R. V., Martynov D. V., Martyushov V. F. (2016). Methods for assessing the parameters of the service system for complex technical systems. Problems of education in modern Russia and the post-Soviet space: a collection of articles from the XXIV International Scientific and Practical Conference, 74 – 81. Пенза: Privolzhskiy Dom znaniy. [in Russian language] 2. Bliznyakov M. S. (2022). Difficulties in implementing information systems (IS) in organizations. Studencheskiy, 187(17), 19 – 22. [in Russian language] 3. Ivashchenko A. V., Korchivoy S. A. (2018). Building software infrastructure for the service sector in the digital economy. Programmnye produkty i sistemy, (4), 692 – 696. [in Russian language] 4. Parasuraman A., Zeithaml V. A., Berry L. L. (1988). SERVQUAL: a Multiple-Item Scale for Measuring Service Quality. Journal of Retailing, 64(1), 32 – 33. 5. Oboturova L. V. (2013). Assessment of the economic efficiency of the project for the development and implementation of an automated information system. Severgeoekotekh-2012: materials of the XIII International Youth Scientific Conference: in 6 parts, 271 – 276. Uhta: Uhtinskiy gosudarstvenniy tekhnicheskiy universitet. [in Russian language] EDN WDVTBD 6. Istomina E. V. (2008). Assessing the effectiveness of information systems. Nauchnye trudy Vol'nogo ekonomicheskogo obshchestva Rossii, 103, 145 – 151. [in Russian language] EDN KHRYUB 7. Kopanitsa G. D., Tsvetkova Zh. Yu., Veseli H. (2012). Analysis of metrics used to evaluate the usability of health information systems. Vrach i informatsionnye tekhnologii, (3), 31 – 36. [in Russian language] EDN PDTUUR 8. Krasnov A. E., Nadezhdin E. N., Nikol'skiy D. N. et al. (2017). A neural network approach to the problem of assessing the effectiveness of an organization’s functioning based on aggregation of its performance indicators. Informatizatsiya obrazovaniya i nauki, 33(1), 141 – 154. [in Russian language] EDN XHCVUV 9. Pivneva S. V. (2020). Decomposition of the school management process in a unified information environment. Modern technologies and automation in technology, management and education: collection of proceedings of the II International Scientific and Practical Conference, Vol. 1, 2016 – 2019. Balakovo: Natsional'niy issledovatel'skiy yaderniy universitet «MIFI». [in Russian language] EDN DTCMZT 10. Krasnov A. E., Krasnikov S. A., Saginov Yu. L. et al. (2006). Models for quantitative assessment of the quality of technology, production and business objects in the IDFM standard. Hranenie i pererabotka sel'hozsyr'ya, (3), 53 – 56. [in Russian language] 11. Krasnov A. E., Krasnikov S. A., Nikolaeva S. V., Chernov E. A. (2013). Aggregated parametric description of the states of complex systems at different levels of the hierarchy. Innovative information technologies (I2T): collection of proceedings of the II International Scientific and Practical Conference, Vol. 2. Moscow: MIEM NIU VShE. [in Russian language] 12. Sapogov A. A. (2023). Existing techniques for aggregating financial data. Innovatsii i investitsii, (8), 247 – 250. [in Russian language] 13. Kurnosova O. A. (2019). Assessing the quality of organizing a logistics service system at industrial en-terprises. Uchenye zapiski Krymskogo federal'nogo universiteta imeni V. I. Vernadskogo. Ekonomika i uprav-lenie, Vol. 5 71(1), 54 – 67. [in Russian language] EDN UXDKYU 14. Limbourg S., Giangb H. Q., Coolsc M. (2016). Logistics Service Quality: The Case of Da Nang City. Procedia Engineering, 142, 124 – 130. 15. Rahman S. (2008). Quality Management in Logistics Services: A Comparison of Practices between Manufacturing Companies and Logistics Firms in Australia. Total Quality Management, 19(5), 535 – 550. 16. Ershova T. B. Rytsev O. A. (2011). General characteristics of the quality of enterprise IT services. Ekonomicheskie i gumanitarnye nauki, 229(2), 109 – 112. [in Russian language] EDN NEJMSN 17. Krasnov A. E., Sapogov A. A. (2024). Development of decomposition and nonlinear aggregation methods. Sovremennaya nauka: aktual'nye problemy teorii i praktiki. Estestvennye i tekhnicheskie nauki, (2), 66 – 70. [in Russian language] DOI: 10.37882/2223-2966.2024.02.20 18. Zimin V. V. (2017). Mechanisms for decompositional management of the life cycle of information technology services (using the example of ferrous metallurgy enterprises). Tomsk: Natsional'niy issledovatel'skiy Tomskiy gosudarstvenniy universitet. [in Russian language] 19. Alekseev M. E., Andreevskiy I. L., Belov A. S. et al. (2022). Security of the digital environment of economic objects. Saint Petersburg: Sankt-Peterburgskiy gosudarstvenniy ekonomicheskiy universitet. [in Russian language] EDN HAZDFW
Статью можно приобрести в электронном виде (PDF формат).
Стоимость статьи 500 руб. (в том числе НДС 20%). После оформления заказа, в течение нескольких дней, на указанный вами e-mail придут счет и квитанция для оплаты в банке.
После поступления денег на счет издательства, вам будет выслан электронный вариант статьи.
Для заказа скопируйте doi статьи:
10.14489/vkit.2024.10.pp.042-049
и заполните форму
Отправляя форму вы даете согласие на обработку персональных данных.
.
This article is available in electronic format (PDF).
The cost of a single article is 500 rubles. (including VAT 20%). After you place an order within a few days, you will receive following documents to your specified e-mail: account on payment and receipt to pay in the bank.
After depositing your payment on our bank account we send you file of the article by e-mail.
To order articles please copy the article doi:
10.14489/vkit.2024.10.pp.042-049
and fill out the form
.
|