| Русский Русский | English English |
   
Главная Archive
19 | 11 | 2024
10.14489/vkit.2023.09.рр.038-042

DOI: 10.14489/vkit.2023.09.рр.038-042

Стативко Р. У., Окунева Г. Л.
СНИЖЕНИЕ СУБЪЕКТИВНОСТИ ОЦЕНКИ СЛОЖНОСТИ ЗАДАНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ АППАРАТА НЕЧЕТКИХ МНОЖЕСТВ
(с. 38-42)

Аннотация. Цель представленной работы – разработка подхода, позволяющего снизить степень субъективизма при оценке сложности тестового задания. Учебный процесс состоит из множества дисциплин, отличающихся содержанием и объемом учебного материала, количеством часов, отводимых на изучение, видом контроля и заданий. При составлении вопросов для оценки знаний обучающихся преподаватели могут вносить субъективизм в определение уровня сложности заданий. Для получения адекватной оценки обучаемых в краткие сроки может быть использовано адаптивное тестирование. Чтобы уменьшить степень субъективизма при оценке сложности заданий, необходимо иметь формальный аппарат, позволяющий получить банк заданий с различной степенью сложности по ряду дисциплин. Решение этой проблемы сложно получить с помощью имеющихся классических методов обработки информации. Поставленная задача может быть решена с использованием аппарата нечетких множеств, позволяющего выполнить обработку параметров различной природы.

Ключевые слова:  учебный процесс; оценка сложности; тестовое задание; аппарат нечетких множеств.

 

Stativko R. U., Okuneva G. L.
ESTIMATING THE DIFFICULTY OF TEST QUESTIONS
(рр. 38-42)

Abstract. The purpose of the presented work is to develop an approach that allows reducing the degree of subjectivity in assessing the complexity of a test task. The educational process consists of many different disciplines. Disciplines differ in the content of educational material, volume, number of hours devoted to study, type of control and tasks. Accordingly, teachers who make up questions of varying degrees of complexity (simple, medium complexity, increased complexity), when setting the complexity, may introduce some subjectivity. To obtain a timely assessment of the level of knowledge of trainees, a verified bank of test tasks of varying complexity is required. Adaptive testing allows to get an adequate assessment of trainees quickly. Adaptive testing is carried out using tasks of varying complexity. It is necessary to have a formal apparatus, that allows to get a bank of tasks with varying degrees of complexity. A formal apparatus reduces the degree of subjectivity in assessing the complexity of tasks. A bank of test items with calibrated questions with varying degrees of complexity will allow for adaptive testing in a number of disciplines. The solution of the problem posed is difficult to perform with the available classical methods of information processing. This problem can be solved using the apparatus of fuzzy sets, which allows to process parameters of various nature.

Keywords: Educational process; Complexity assessment; Test task; Fuzzy set apparatus.

Рус

Р. У. Стативко, Г. Л. Окунева (Белгородский государственный технологический университет им. В. Г. Шухова, Белгород, Россия) E-mail: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Eng

R. U. Stativko, G. L. Okuneva (Belgorod State Technological University named after V. G. Shukhov, Belgorod, Russia) E-mail:  Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript  

Рус

1. Стативко Р. У., Пентюк С. И., Тетюхин А. О. Подходы к разработке модуля генераторов тестовых заданий и модуля адаптивного тестирования для поддержки учебного процесса в режиме он-лайн // Информатизация образования и науки. 2021. № 4(52). С. 178–184.
2. Посов И. А. Программирование генераторов задач // Компьютерные инструменты в образовании. 2010. № 3. С. 19–31.
3. Нечеткие множества в моделях управления и искусственного интеллекта / А. Н. Аверкин, И. З. Батыршин, А. Ф. Блишун и др. М.: Наука, 1986. 312 с.
4. Аверкин А. Н. Нечеткое отношение моделирования и его использование для классификации и аппроксимации в нечетких лингвистических пространствах // Известия АН СССР. Техн. кибернетика. 1982. № 2. С. 215−217.
5. Модели принятия решений на основе лингвистической переменной / А. Н. Борисов, А. В. Алексеев, О. А. Крумберг и др. Рига: Зинатне, 1982. 256 с.
6. Гинзбург С. А. Математическая непрерывная логика и изображение функций. М.: Энергия, 1986. 136 с.
7. Ежкова К. В. Принятие решений при нечетких основаниях. Универсальная шкала // Известия АН СССР. Техн. кибернетика. 1977. № 6. С. 3–11.
8. Заде Л. Понятие лингвистической переменной и его применение к принятию приближенных решений. М.: Мир, 1976. 165 с.
9. Мелихов А. Н., Берштейн Л. С., Коровин С. Я. Ситуационные советующие системы с нечеткой логикой. М.: Наука. Главная редакция физ.-мат. литературы, 1990. 272 с.

Eng

1. Stativko R. U., Pentyuk S. I., Tetyuhin A. O. (2021). Approaches to the development of a test item generator module and an adaptive testing module to support the online learning process. Informatizatsiya obrazovaniya i nauki, 52(4), 178 – 184. [in Russian language]
2. Posov I. A. (2010). Task Generator Programming. Komp'yuternye instrumenty v obrazovanii, (3), 19 – 31. [in Russian language]
3. Averkin A. N., Batyrshin I. Z., Blishun A. F. et al. (1986). Fuzzy sets in control and artificial intelligence models. Moscow: Nauka. [in Russian language]
4. Averkin A. N. (1982). Fuzzy modeling relation and its use for classification and approximation in fuzzy linguistic spaces. Izvestiya AN SSSR: Tekhnicheskaya kibernetika, (2), 215 − 217. [in Russian language]
5. Borisov A. N., Alekseev A. V., Krumberg O. A. et al. (1982). Decision models based on a linguistic variable. Riga: Zinatne. [in Russian language]
6. Ginzburg S. A. (1986). Mathematical continuous logic and representation of functions. Moscow: Energiya. [in Russian language]
7. Ezhkova K. V. (1977). Decision making under fuzzy grounds. Universal scale. Izvestiya AN SSSR: Tekhnicheskaya kibernetika, (6), 3 – 11. [in Russian language]
8. Zade L. (1976). The concept of a linguistic variable and its application to making approximate decisions. Moscow: Mir. [in Russian language]
9. Melihov A. N., Bershteyn L. S., Korovin S. Ya. (1990). Situational advising systems with fuzzy logic. Moscow: Nauka. Glavnaya redaktsiya fiziko-matematicheskoy literatury. [in Russian language]

Рус

Статью можно приобрести в электронном виде (PDF формат).

Стоимость статьи 500 руб. (в том числе НДС 20%). После оформления заказа, в течение нескольких дней, на указанный вами e-mail придут счет и квитанция для оплаты в банке.

После поступления денег на счет издательства, вам будет выслан электронный вариант статьи.

Для заказа скопируйте doi статьи:

10.14489/vkit.2023.09.рр.038-042

и заполните  форму 

Отправляя форму вы даете согласие на обработку персональных данных.

.

 

Eng

This article  is available in electronic format (PDF).

The cost of a single article is 500 rubles. (including VAT 20%). After you place an order within a few days, you will receive following documents to your specified e-mail: account on payment and receipt to pay in the bank.

After depositing your payment on our bank account we send you file of the article by e-mail.

To order articles please copy the article doi:

10.14489/vkit.2023.09.рр.038-042

and fill out the  form  

 

.

 

 

 
Search
Rambler's Top100 Яндекс цитирования