| Русский Русский | English English |
   
Главная
28 | 03 | 2024
10.14489/vkit.2018.05.pp.003-009

DOI: 10.14489/vkit.2018.05.pp.003-009

Большаков А. А., Кулик А. А., Сергушов И. В., Скрипаль Е. Н.
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ МЕТОД ОЦЕНКИ УГРОЗЫ АВИАЦИОННОГО ПРОИСШЕСТВИЯ
(c. 3-9)

Аннотация. Предложен метод оценки влияния внешних и внутренних воздействующих факторов на безопасность полета летательного аппарата (ЛА). Особенность метода заключается в применении нечетких моделей, что позволяет определить влияние действительных и мнимых переменных, описывающих эти факторы, на возникновение авиационного происшествия. В процессе анализа воздействующих факторов выделены в отдельные группы психофизическое состояние экипажа, состояние бортового оборудования ЛА и погодные условия полета. На основе выполненного анализа сформирована матрица прецедентов авиационного происшествия и усложнений условий полета объекта управления, которая представляет формализованную форму записи набора нечетких правил для оценки условий полета. Численное моделирование на базе предложенной методики для определения угрозы авиационного происшествия средствами нечеткой логики показало его работоспособность и перспективу применения в системах управления безопасностью полета ЛА. Полученные в процессе выполнения работы результаты могут быть использованы для программно-аппаратной реализации устройств обработки данных систем управления безопасностью полета ЛА, а также при выполнении инженерного анализа при проектировании систем и комплексов его бортового оборудования.

Ключевые слова:  система управления безопасностью полета; авиационное происшествие; нечеткие модели.

 

Bolshakov А. А., Kulik А. А., Sergushov I. V., Scripal E. N.
AVIATION АCCIDENT ТHREAT INTELLIGENT АSSESSMENT METHOD
(pp. 3-9)

Abstract. The paper presents the method for evaluation the external and internal influencing factors which effect on the safety of the flight aircraft. The feature of this method is application the fuzzy models. That allows to recognize influence of real and imaginary variables on emergence of aviation accident. There are the analysis of factors affecting flight safety, the method for evaluation of aviation accident’s dangerous, simulation of this method in article. The psychic conditions of crew, conditions of avionics and weather conditions were divided on several groups during the analysis of influence factors. This groups have set of input variables which asses the changing the flight conditions. This analysis allowed to compose the matrix of aviation accidents and degradation of flight conditions. The matrix was formed from the set of fuzzy rules that evaluation of flight conditions. The impotent feature of the matrix is presence the difficult flight conditions. The conditions are influenced by external and internal factors of flight safety. This conditions are used in matrix because they can be transmit in emergency and catastrophic situation. Same the matrix contains the methods parrying the threat of an incident. The methods may be used in algorithms of decision support for the crew in flight. The simulation of the methods with using fuzzy logic showed that method is effective and it could be applied in flight safety systems. In article is showed the flight safety system which applied for recognition threat of an accident and information the crew about of this flight situation. The impotent element of this system is the decision support device for the crew. The device interacts with data preprocessor. The system implements two-level recognition the flight conditions. It reduced the chance false information of the crew about threat of an incident. The results of work could be used in hardware and software of the devices for process date of the flight safety systems. Also they could be applied in engineering analysis aircraft’s the control systems and complexes.

Keywords: Safety control systems of flight; Aviation accident; Fuzzy model.

Рус

А. А. Большаков (Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Санкт-Петербург, Россия)
А. А. Кулик, И. В. Сергушов, Е. Н. Скрипаль (АО «Конструкторское бюро промышленной автоматики», Саратов, Россия) E-mail: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

 

Eng

А. А. Bolshakov (Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University, Saint-Petersburg, Russia)
А. А. Kulik, I. V. Sergushov, E. N. Scripal (JSC “Design Bureau Industrial Automatic”, Saratov, Russia) E-mail: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

 

Рус

1. Сапогов В. А., Анисимов К. С., Новожилов А. В. Отказобезопасная вычислительная система для комплексных систем управления полетом летательных аппаратов // Электронный журнал «Труды МАИ». 2011. Вып. 45. [Электронный ресурс]. URL: http://www. mai.ru/science/trudy/ (дата обращения: 01.03.2017).
2. Системы дистанционного управления и рулевые приводы: структуры и развития / С. А. Ермаков и др. // Вестник Московского авиационного института. 2013. Т. 20, № 2. С. 161 – 171.
3. Попов Ю. В. Показатели безопасности авиационных полетов // Научный интернет-журнал «Технологии техносферной безопасности». 2014. № 6(58). [Электронный ресурс]. URL: http://agps-2006.narod.ru/ttb/ 2014-6/10-06-14.ttb.pdf (дата обращения: 04.02.2017).
4. Федунов Б. Е., Прохоров М. Д. Вывод по прецеденту в базах знаний бортовых интеллектуальных систем // Искусственный интеллект и принятие решений. 2010. № 3. С. 63 – 72.
5. Большаков А. А., Кулик А. А., Сергушов И. В. Разработка алгоритмов функционирования системы управления безопасностью полета летательного аппарата вертолетного типа // Изв. Самарского научного центра РАН. Т. 18, № 1(2). 2016. С. 358 – 362.
6. Куклев Е. А. Управление безопасностью полетов воздушных судов на основе нечетких оценок рисков возникновения нештатных условий полетов // Научный вестник МГТУ ГА. 2016. № 226 (4). С. 199 – 205.
7. Диагностика опасных состояний операторов при критических сочетаниях событий в человекомашинных системах / В. В. Клюев и др. // Вестник компьютерных и информационных технологий. 2017. № 8. С. 48 – 56.
8. Ротштейн А. П. Интеллектуальные технологии идентификации: нечеткие множества, нейронные сети, генетические алгоритмы: монография. Винница: УНІВЕРСYМ-Вінниця. 1999. 295 с.

Eng

1. Sapogov V. A., Anisimov K. S., Novozhilov A. V. (2010). Failsafe Computing System for Integrated Flight Control Systems. Trudy MAI, 45. Available at: http://www.mai.ru/science/ trudy/ (Accessed: 01.03.2017) [in Russian Language]
2. Еrmakov S. A. et al. (2013). Remote control systems and steering gears: structures and developments. Vestnik MAI, 20(2), pp. 161-171. [in Russian Language]
3. Popov Yu. V. (2014). Safety indicators of aviation flights. Tehnologii Tehnosfernoi Bezopas¬nosti, 58(6), Available at: http://agps-2006. narod.ru/ttb/2014-6/10-06-14.ttb.pdf (Accessed: 04.02.2017) [in Russian Language]
4. Fedunov B. E., Prokhorov M. D. (2010). Conclusion on precedent in knowledge bases of onboard intellectual systems. Iskusstvennyi Intellekt i Priniatie Reshenii, (3), pp. 63-72 [in Russian language]
5. Bolshakov A. A., Kulik A. A., Sergushov I. V. (2016). Development the control system algorithms functioning of flight safety for the aircraft of helicopter type. Izvestiia Samarskogo Nauchnogo Centra RAN, 18(1), pp. 358-362 [in Russian Language]
6. Kuklev E. A. (2016). Safety management of aircrafts based on fuzzy assessments of risks of abnormal flight conditions. Nauchnyi Vestnik MGTU GA, 226, pp. 199-205 [in Russian Language]
7. Kluev V V. et al. (2017). Diagnostics of Operators’ Dangerous States in case of critical events’ combinations in man-machine systems. Vestnik komp'iuternyh i informacionnyh tehnologii, 158(8), pp. 48-56. doi: 10.14489/ vkit.2017.08.pp.048-056 [in Russian Language]
8. Rotshtein А. P. (1999). Intellectual technologies of identification: fuzzy sets, neural networks, genetic algorithms. Vinica: University-Vinica. [in Russian Language]

Рус

Статью можно приобрести в электронном виде (PDF формат).

Стоимость статьи 350 руб. (в том числе НДС 18%). После оформления заказа, в течение нескольких дней, на указанный вами e-mail придут счет и квитанция для оплаты в банке.

После поступления денег на счет издательства, вам будет выслан электронный вариант статьи.

Для заказа скопируйте doi статьи:

10.14489/vkit.2018.05.pp.003-009

и заполните  форму 

Отправляя форму вы даете согласие на обработку персональных данных.

.

 

Eng

This article  is available in electronic format (PDF).

The cost of a single article is 350 rubles. (including VAT 18%). After you place an order within a few days, you will receive following documents to your specified e-mail: account on payment and receipt to pay in the bank.

After depositing your payment on our bank account we send you file of the article by e-mail.

To order articles please copy the article doi:

10.14489/vkit.2018.05.pp.003-009

and fill out the  form  

 

.

 

 

 
Баннер
Баннер
Rambler's Top100 Яндекс цитирования